Воблер - снаружи и внутри
МАТЕРИАЛ
Первое, о чем хотелось
бы поговорить – это материал, из которого воблер изготовлен. При
непосредственной ловле рыбы этот фактор не слишком значителен, но вот
косвенного влияния - предостаточно. Другими словами, если приманка проплывает
мимо рыбы и имеет необходимую для рыбы игру – то абсолютно безразлично, из
какого материала приманка сделана. Но для того, чтобы воблер мог проплыть там,
где стоит рыба, достиг нужной дальности и заданной глубины, имел привлекательную,
«зовущую к атаке» игру, воблер должен быть сделан из абсолютно конкретных
материалов. Сегодня на рынке можно встретить 4 вида материалов для воблеров:
легкие породы дерева (бальза), тяжелое дерево (ольха и прочее) и два вида
пластика – назовем их «плохой» и «хороший». Хотя, на самом деле, лучше их
назвать «дешевый» и «дорогой».
На что же влияет
материал? Главное – это на возможности конструкции, на «звучание» приманки и на
ее живучесть. Обсудим возможности воблеров из разных материалов.
Дерево
Пород древесины, из
которых изготавливают воблеры, довольно много: кедр, красное дерево, осина,
береза, липа, вишня и, разумеется, бальза. Будь то бальза или ольха или еще
какие-либо породы – изготовить из них безукоризненную геометрически приманку
почти невозможно. Разумеется, есть сейчас высокоточные программируемые токарные
и сверлильные станки, но, во-первых, есть они не у всех фирм (и некоторые даже
гордятся этим), а во-вторых, после обработки на станке деревянный воблер
неминуемо попадает в стадию обработки вручную. Станок не может «засунуть»
внутрь проволочную арматуру. И даже с самыми именитыми моделями тут случаются
разнообразные казусы. Эти неприятности частично выправляются на стадии
«ручной проверки», которая выглядит следующим образом, – тетенька держит в
руках палочку с лесочкой и застежечкой, пристегивает воблер к застежке и
проводит его по воде в ванночке, длиной около метра.
Следующий момент –
звучание «погремушистых» моделей. Есть среди «деревяшек» и такие. Представьте
себе барабан из пластика и барабан из дерева. Звучать они будут совершенно
по-разному. И если нашему слуху, скорее всего, больше понравится звук дерева,
то рыбьему – это вопрос. Шумящие деревяшки имеют внутри пластиковую капсулу, в
которой находятся шарики. Значит, звук у них скорее не деревянный, а деревянно-пластиковый.
Но суть даже не в звучании, а в огрузке, поскольку шумовые шарики, кроме
собственно звука, призваны еще и балансировать приманку, как при забросе, так и
при проводке.
Максимум, на что
способно деревянное изделие – это прямая капсула с шариками, которые могут
только звучать, но никак не балансировать приманку.
Ну и последний, с моей
точки зрения, самый незначительный недостаток, – это малая живучесть деревяшек.
В основном это относится к бальзовым моделям. Сколько их ни покрывай смолами и
лаками, один интенсивный сезон – и воблеру приходит конец. А иногда приходит он
еще раньше, особенно на судаке. Проковыряет судачишка дырочку в бальзовой приманке
и начинает деревяшка воду впитывать. А впитывает она ее неравномерно. Посему
воблер начинает не только тонуть, но и заваливаться. Пропитки бальзовых изделий
перед покраской немного помогают, но полностью от этого явления не спасают.
Серьезные деревяшки из тяжелых твердых пород все это выдерживают, однако
внешний вид становится у них просто никакой – только перед друзьями хвастать.
Хотя для тех рыболовов, которые на цвет обращают минимум внимания, это не беда.
Ну и в заключение,
говоря о недостатках деревянных воблеров, следует сказать о главном, во
всяком случае, для меня. Этот недостаток присущ как деревяшкам, так и плохому
пластику, – невозможно приобрести точно такую же модель, какую вы оторвали на
прошлой рыбалке. Ни из дерева, ни из низкокачественного пластика полностью
идентичные приманки не сделать. Из десятка приманок пять могут работать, одна
работать просто отлично, а четыре не работать вовсе. Хотя внешне различий не
будет, да и по игре «на глаз» различий можно не заметить. И примеров тому
масса.
Это - недостатки. А есть
ли преимущества? Я бы сказал, - нет. Есть просто хорошие деревянные приманки,
но они не лучше пластиковых и в любом случае проигрывают им по нескольким
параметрам. Хорошие деревяшки – это те, у которых уровень конечной доработки
очень высок, а также те, которые от начала до конца делаются вручную. 
А как же всем известная
Rapala? Самый известный воблер в России. Интересно, но мне до сих пор
приходится слышать вопросы типа – «А у вас есть рапалы?». В этом случае человек
хочет спросить: «А у вас есть воблеры?». То есть, для многих - это уже синонимы.
Так почему же такая именитая фирма делает деревяшки? Опять же – традиции. Да и
полностью менять производство невыгодно. Но постепенная тенденция в сторону
увеличения пластиковой линейки заметна.
Пластик
Как я уже заметил,
пластик бывает дешевый и дорогой. К тому же есть масса технологий изготовления
– от использования «пены», порошкообразных материалов и до горячего литья.
Четкой границы между ними нет. Ситуация, как с лесками, – можно купить дешевый
исходный продукт и сделать посредственную леску по низкой цене. Можно взять
дорогой материал и на хорошем дорогом оборудовании изготовить качественную
леску. Цена выше, качество тоже. Но в лесках все понятно – дорогая от дешевой
отличается прочностью, мягкостью, устойчивостью к старению, ультрафиолету и
агрессивным средам. Чем же отличается дешевый пластик от дорогого? Во-первых,
однородностью. Казалось бы, пластик - он по определению однороден, однако,
встречаются модели приманок, у которых правый бок твердый, а левый больше похож
на пористый пенопласт. Как они при этом себя ведут, думаю, объяснять не надо. Второй
момент – вязкость пластика. И тут палка о двух концах. С одной стороны, вязкий
пластик будет более долговечным. С другой, в вязком пластике довольно часто
застревают внутренние шары. Качественный пластик всегда «звонкий», то есть
невязкий. Но при этом он прочен и не расколется. Были у меня приманки из
дешевого пластика, которые растекались по коробке на солнцепеке! Приняв
изгибы коробки, данный воблер даже поймал пару окуней. Есть еще и моменты
технологии.
Дешевый пластик по
определению менее прочен, а поэтому производителям приходится использовать
внутреннюю арматуру, то есть от крепежной петли до крючков в теле приманки
проходит проволочка. Так вот, довольно часто в этом случае, при заполнении
формы пластиком, та самая проволочка смещается, что приводит потом к
нестабильной игре. А если на этой проволочке еще и подгрузка установлена, и
она вдруг сместится, то прощай, приманка.
Другая технология с
проволочной арматурой, когда она вставляется уже после создания основного тела
приманки, более предпочтительна. Во всяком случае, брака в таких приманках
явно меньше. При использовании качественного прочного пластика арматура в
большинстве случаев просто не требуется. Как крепежное колечко, так и петли для
тройников просто залиты в пластик и между собой не соединены. Конечно, для
трофейной рыбалки этого может оказаться недостаточно. Однако, даже самые именитые
фирмы выпускают серии воблеров для трофейной морской рыбалки, не используя
проволочную арматуру. Во всяком случае, у меня проблем с разрушением такой
системы при вываживании (да и при зацепах тоже) не возникало. И это понятно –
скорее уж крючки разогнуться или леска не выдержит.
Дорогой пластик
позволяет сделать приманку тонкостенной, с множеством разнонаправленных
полостей внутри. В этих полостях располагаются различные по плотности и массе
шары и всевозможные компенсаторы. Несмотря на тонкостенность приманки, она за
счет качества материала остается прочной. Дешевый пластик чаще всего имеет
всего одну и редко две разнонаправленных полости, в которых и заключены шарики.
ЛОПАСТЬ 
Форма. Широкие лопасти
делают игру более мощной, широкоамплитудной. К тому же ширина добавляет
заглубления. Узкая лопасть – малоамплитудная, иногда - это просто полувращение
вокруг продольной оси воблера, практически без «игры хвостом».
Если крепление
произведено за лопасть, то это - глубинный воблер, если крепление за тело
воблера – мелководная приманка. Вот и все основные моменты. А теперь поговорим
о важных мелочах.
Начнем опять же с
материалов, из которых те самые лопасти делают. Либо металл (от дюраля до
титана), либо пластик, который тоже имеет различные характеристики. По прочностным
характеристикам металлические лопасти предпочтительнее, но и пластины из
качественного пластика почти им не уступают. Наиболее же хорошо металлические
лопасти проявляют себя при ловле на каменистых порожистых реках с постоянным
чирканьем приманки по дну.
Слабенький же пластик
легко ломается при ловле на каменистом грунте, да и на рыбе иногда тоже не
выдерживает. Особенно этому подвержены глубинные воблеры, у которых лопасть
сделана из тонкого пластика без ребер жесткости. Эти самые «ребра» заметно
спасают лопасти от поломки.
Ребра жесткости
используются как на дешевом, так и на дорогом пластике. Лопасть в этом случае
получается не такая тяжелая по сравнению с аналогичной просто из толстого
пластика, но достаточно прочная. Арматура этого кольца может быть и непосредственно
на лопасти, и, проходя через нее, в теле приманки.
С металлическими
лопастями проблем прочности не бывает. Как ни странно, но металлическая
лопасть более легкая, чем из пластика. Тем самым создается дополнительная
возможность для балансировки приманки. Особенно это относится к титановым
лопастям. Стальные же лопасти приблизительно равны по массе пластиковым.
У металлических лопастей
один недостаток – они увеличивают видимый размер приманки. Иногда это плохо,
иногда хорошо. Надо заметить, что некоторые производители специально красят
прозрачные пластиковые лопасти для большей заметности воблера
Теперь о форме. Общее
правило – чем лопасть шире, тем более мощно и широкоаплитудно работает приманка.
Как правило, узкие лопасти применяются на джерковых приманках, то есть на
воблерах, которым надо задавать игру, а сами они не играют на равномерной
проводке. Но четкой границы между «рывковыми» и «самоиграющими» воблерами нет.
Постепенное увеличение
размера (длины и ширины) лопасти добавляет приманке собственной игры. При этом
любой воблер, даже самый глубинный с большой лопастью, можно, а иногда и нужно
вести рывковой проводкой.
Общее правило для
проводки воблеров различной степени «своей игры» таково: чем у приманки меньше
собственная игра, тем более частые и более короткие рывки необходимы; рывковая
же проводка воблеров с активной собственной игрой должна быть с более
длительными потяжками и паузами.
Вообще, особенностей
форм лопастей довольно много. Глубинные приманки часто имеют лопасть с «крылышками»,
то есть расширениями по бокам, что еще больше увеличивает глубину погружения и
вертикальность приманки при проводке. Последнее довольно важно при ловле на
зацепистых участках. Воблер, идущий почти вертикально, сначала ударяется о
препятствие лопастью (крючки находятся выше), перескакивает через препятствие
и не зацепляется.
Есть лопасти со
сферической выемкой – это делает работу приманки более «упругой». Но это
спорный момент. Сферическое же углубление в лопатке придает ей дополнительную
жесткость и работает, как ребро.
«Ломаные» лопасти
предназначены в основном для «струйных» моделей. Вообще, понять физику
(гидродинамику) процесса работы приманки в зависимости от ее формы и от формы
лопасти довольно сложно. Я это делаю интуитивно и эмпирически. Все встреченные
мной воблеры с ломаной лопастью довольно хорошо держали струю – отсюда и
такой вывод.
У ломаной лопасти есть
еще одна особенность – приманка может работать на различных горизонтах в
зависимости от скорости проводки. Пока ведем медленно, горизонтальная часть
практически не работает и воблер идет высоко. Как только начинаем работать
быстрее, воблер встает более вертикально и лопасть включается в работу,
«зарывая» приманку глубже. Такая зависимость заглубления от скорости
присутствует на любых моделях лопастей, но при ломаной лопасти изменение глубины
происходит более скачкообразно. Это хорошо при ловле взаброс (обвод
препятствий, прохождение небольших приямков).
При троллинге могут
возникать проблемы при разворотах (падение скорости на внутренних спиннингах и
увеличение на внешних) и ловле на течении (по и против течения). Хотя и тут
есть плюс: чуть снизил скорость - приманка начала подниматься над неожиданной
отмелью, добавил скорости - обловил ямку.
Иногда лопасть делают
подгруженной, что увеличивает устойчивость приманки при работе. Для этого смещают
общий центр тяжести к крепежному колечку. В свою очередь, данное смещение
делает работу приманки более «живой», то есть активной. Обычно подгрузка
выполнена в виде стального или свинцового шарика, вмонтированного в ту или иную
часть лопасти .
Очень широкие, короткие и
вертикально стоящие лопасти применяются на воблерах, которые идут в самых
поверхностных горизонтах. Чем шире в данном случае лопать (а ее ширина часто
превышает толщину приманки), тем более размашистой будет игра.
Такое решение часто
используется на двух и трехсоставных приманках. С другой стороны, такие воблеры
становятся очень чувствительны к скорости проводки – если вести приманку
чуть быстрее необходимого, она начинает переворачиваться. Но при допустимой
скорости работа получается активной и «упорной».
Отдельной группой стоят
безлопастные воблеры. Их два вида. Первая группа, наиболее распространенная –
это объемные цикады (их некоторые называют «ратлин», по имени такой модели от
фирмы Rapala). У них роль лопасти играет площадка на спинке приманки. Вторая
группа – это те воблеры, у которых роль лопасти выполняет передняя часть
приманки, имеющая угловой срез. Обычно это приповерхностные приманки с заглублением
не более 1 – 2 метров.
Еще одной «фишкой»
лопасти является наличие двух крепежных колец (петель). Это позволяет иметь
«две приманки в одной». И я бы не сказал, что это чисто рекламный ход. Воблер
действительно не только заглубляется на разные горизонты, но и игра у него
существенно меняется. Чаще всего две точки крепления имеют воблеры
безлопастные, которые заглубляются за счет углового среза. Цепляем такую
приманку за одну петлю – воблер идет с заглублением около метра и с относительно
высокочастотной и малоамплитудной игрой. Цепляем за другое кольцо – приманка
заглубляется совсем немного (сантиметров 10-20) и играет широко и мощно. Из
таких приманок я, в основном, использовал японцев. Работали они на щуке и на
форели. И довольно успешно.
Некоторые фирмы, ярким
представителем которых является австралийская Halco, делают сменные лопасти.
То есть в упаковке воблера есть дополнительная лопасть. Замена производится с
помощью пластикового штифта. В принципе, эффективно. Но не единожды я слышал о
случаях поломки данной системы, причем в процессе вываживания. Для нетрофейной
рыбалки использовать можно, но ловить хорошую щуку на такую систему я бы не
рискнул.
ОГРУЗКА
Теперь поговорим о том,
что отличает воблер профессиональный, если можно так сказать, от обычного. То
есть о внутренних шариках-роликах. Необходимо это или можно обойтись обычным
воблером без всяких шумелок. Что делают всякие шарики внутри приманки? Какие
возможности у этих самых шариков?
1. Шумовой эффект.
2. Балансировка при
забросе.
3. Балансировка при
проводке.
ШУМОВОЙ ЭФФЕКТ
Могу сразу сказать, что
он вовсе не обязателен. И в моем арсенале полно самых что ни не есть рабочих
приманок вовсе без всяких шумовых эффектов. Иногда это оказывается полезным,
иногда вредным, иногда нейтральным. Вредным – очень редко. Чаще полезным.
Особенно это касается мутной (темной) воды и низкой освещенности, которые
характерны для позднего или раннего времени суток и для больших глубин. То
есть, когда рыба приманку плохо видит, но отлично слышит. Я хочу сказать, что
если «безшумной» рабочей приманке добавить еще и шумового эффекта (без
изменения ее игры, как таковой), то приманка только выиграет от этого. 
Увсех приманок шумовой эффект
выполнен по одному принципу, но вот воплощено это по-разному. У всех приманок
шарики, но шариков может быть различное количество, разный размер и даже разный
материал. К тому же располагаться они могут в одной или в нескольких камерах
внутри приманки. Так же различным может быть направление и размер этих камер.
Например, воблер фирмы Jackall Bros. (Japan) модель «Cherry 1 footer» имеет 3
камеры (хвостовая, брюшная и камера вдоль спинки), в которых заключены 4 шарика
– 1 стальной, диаметром 3 мм в хвостовой камере, 1 стальной, диаметром 2,5 мм
в брюшной и 2 стеклянных по 2,7 мм в спинной камере. К тому же еще и
подгрузочный диск в головной части приманки. Вот такие ухищрения…
Следует понимать еще и
то, что эти самые «шумовые» шарики выполняют еще и роль балансировки. Шумовой
шарик всегда влияет на балансировку, но не всякий балансировочный шарик
является шумовым, так как он может быть просто «наглухо» вмонтирован в пластик
приманки. А поскольку это так, то производителю приходится решать одновременно
несколько задач. Мало, просто создать камеру в теле приманки и набросать туда
шариков, – необходимо еще рассчитать, как эти самые шарики будут вести себя при
забросе и при проводке. Кроме того, при ударе шарика о стенку приманки, ей
придается дополнительный импульс, что также отражается на игре. И это
необходимо учитывать.
Размеры шумовых шариков
колеблются от 1,5 мм до 7. Это те, что я видел своими глазами. Может, есть и
другие, но мне они не встречались. Материал шаров может быть различным – чаще
всего это сталь, но встречаются из стекла, пластика, свинца, меди и латуни. Количество
шумовых шаров колеблется от одного, до двадцати. Для чего же такое разнообразие
размеров и материалов? Все дело в звуке. Один большой медный шар дает редкие,
глухие удары о пластиковый корпус приманки. 15 маленьких, стеклянных шариков,
расположенных в одной камере, дают постоянный, высокочастотный, «звонкий» шум.
Легкие, пластиковые шарики шумят при малейшем колебании приманки, а тяжелый,
свинцовый шарик (иногда используется не свинец, а какой-то похожий материал)
двигается не так «суетливо» и, чтобы привести его в движение, приманке
необходимо иметь мощные колебания.
Что предпочтет рыба –
сказать не могу. Замечена следующая закономерность: мелкая стайная рыба (окунь,
мелкий судак) больше склонна к высокочастотному шуму, а крупная единичная рыба
(щука, крупный судак) лучше реагирует на редкие, глухие звуки. Исключений
полно. Теми же «фатами» с высокочастотным шумом я успешно ловил единичную щуку.
С другой стороны, «миноу» с парой стальных шаров неплохо работал на окуне.
Чаще всего «продвинутые»
производителя пичкают свои приманки большим разнообразием шаров. Уж
какой-нибудь из звуков, издаваемых шарами разного материала и размера, да
привлечет рыбу. Главное при этом, не отпугнуть рыбу другим звуком. Но, как
правило, этого не происходит. И с каждым разом в моей коробке становится все
больше воблеров с «хитрой» внутренней конструкцией из нескольких независимых
камер, разнонаправленных, в которых шары разного размера и материала. Эти
приманки более универсальны.
Камера-капсула

Обычно в такой камере
находится лишь один шарик, причем довольно крупный. Характерна такая камера для
крупных приманок «минноу» и для всех размеров «фатов». В такой камере шарик
имеет лишь одно направление движения. Иногда используется несколько таких
капсульных камер, расположенных под углом друг к другу. В этом случае
продольные капсулы обеспечивают балансировку, а поперечные – шумовой эффект.
Есть системы совмещенных капсул. При забросе шарик находится в продольной
капсуле, в хвостовой ее части, и при этом воблер хорошо летит. После
приводнения шарик перекатывается в поперечную капсулу и работает там, как
шумовой.
Камера с плоской
площадкой
Достаточно редко
применимая конструкция. Чаще всего воблер поделен на две, три, четыре части
почти горизонтальной плоской перемычкой. Камера при этом имеет приближенно
форму полусферы, в основании которой находится площадка. Шарики заключены в эту
полусферу. Обычно их тут 2 – 4 штуки. Поскольку они находятся на почти
горизонтальной поверхности, то приводятся в движение при малейшем колебании
приманки. Сама площадка имеет наклон относительно продольной оси приманки, но
при движении воблер наклоняется и площадка становится почти горизонтальной. Эта
система чаще всего встречается у «фатов».
Камера с вогнутым
основанием
Наиболее часто
встречающаяся система. В данном случае внутри воблера создается просто полость
произвольной формы. Чаще всего эта полость полностью или частично повторяет
контуры приманки. Шариков тут, как правило, несколько. Именно в таких полостях
заключено большое число маленьких шаров (более десятка). Часто в одной полости
шары из разных материалов. Поскольку нижняя поверхность такой камеры не
плоская, то вывести шарики из равновесия не очень просто, но из-за их большого
количества шумовой эффект получается довольно сильный.
Можно долго рассуждать о
шумовом эффекте воблеров, но все это так и останется на уровне домыслов. Уж
слишком многофакторный это процесс. А ответ знает только рыба…
БАЛАНСИРОВКА
Воблер – это самая
легкая приманка по удельному весу. Разве что муха нахлыстовая может с ним
поспорить, но муха – это нахлыст или «извращенный» ультралайт. И одна из
основных проблем при ловле на воблеры – это дальность заброса. И этим
ограничением перечеркиваются все преимущества воблера – его реалистичность, как
по виду, так по игре, шумовые эффекты и все прочее. Если вам не докинуть до
точки, то, как бы ни играла приманка, толку будет мало. Вот и решили
производители как-то улучшить показатель дальности заброса. Проблемы тут две:
маленькая масса при большом объеме приманки (удельная плотность) и
равномерность распределения массы по длине приманки (в полете воблер вращается,
болтается и вообще, ведет себя, как хочет). Первая причина разрешилась путем создания
разновидностей воблеров по плавучести. Самые легкие – плавающие модели с
плотностью меньше, чем у воды. Они летят хуже всего. Далее следуют «суспендеры»
(воблеры с нейтральной плавучестью). Они по плотности примерно равны воде и
летят уже значительно дальше. Ну и последняя группа – это тонущие модели. Летят
они замечательно, но одного из преимуществ воблера, а именно пл
|